Лекции по логопедии ч.2

Прямая ссылка на Youtube.

язычком просунуть к небу, чтобы в этот момент, чтобы он завибрировал. То через какое-то время вы получите «Р» у детей. Да, сложно сразу понять. Да. Не сильно. Небушко где: чуть-чуть. Должен язычок заколыхаться, вибрация получилась. У некоторых не получается. И через какое-то время…

Получилось у вас? Помочь кому?

Ну, ребята были бы вам благодарны. Потому что до 6-ти лет, если не справиться со звуками, дальше уже практически невозможно вытащить из гортани «звук». Очень трудно. Особенно после 6-ти лет. До 6-ти лет еще все подвижное, еще все хорошо растет во рту. Не закрепляются речевые условия у них, они привыкают, им легче сказать «Хгамотно», чем сказать «Грамотно», у них язык весит целую тонну, но он все равно будет говорить «Хгаматей», но никогда не скажет правильно. Потому что для него - это надо думать, вспоминать, а ему это не надо: «Это тебе не нравится…».

То есть, если ты пришел - девятилетний ребенок, у него шансов совсем мало?

Если к хорошему дефектологу – мало, там процентов 60-70, при помощи логомассажа, там, специальных упражнений, всякие зонды постановочные.

Ну, вот с ней работали, научили говорить «Пр-р».

А вы можете попросить ее провести язычком по небушку как кисточкой, тогда она говорит «Р-р». И вернуть сюда язык, вывернуть как бы. Дугу сделать. Она, наверное, закидывает его сильно, так получается звук?
НУ, «звук» получается.

Нет, А «Пр-р» получается? А вы точно уверены, что это не гортанное? Иногда они похожи, они такие бывают похожие.

Да нет.

Просто ближе вибрирует, серединой спинки языка, а не корнем.

Ну, он очень легкий «Хр-р», скорее «Хр-р».

Ну, поучите ее, туда язычок, и потом еще важно, кому интересно, про это: звук «Р» никогда не встанет, не поставится на опущенных губах. Всегда нужно ставить квадратик. Кстати говоря, от этой артикуляционной разминки, я вам позже покажу, а сейчас объясню, сделаем заборчик трапеционный, дудочку, а еще есть квадратик «Ч» – как бы беззвучный. Вот скажите «И-У-И-Ч», а теперь тоже самое беззвучно. И вот этот квадратик «Ч», вот он должен открывать где-то, если он не открывает, нижние зубки не видны часто, верхние - значит, вот это вот анемичное лицо дает звукообразование неправильное. Часто бывает. Возможно, что у вашего ребенка очень высокое небо и короткий язык, может такое быть. То есть надо смотреть специалисту, чтобы смотрел.

Работал специалист.

Ну, специалисты бывают разными. Вообще, попробуйте дрожание вызывать.

А «Бр-р», то, что вы говорили, «Стирка»?

Стирка, да, сюда, и язычок туда подсунуть. Да-да-да. Гортанный звук, во-первых, не знаю, как у вас, а у нас гортанный звук в серьезные музыкальные заведения вокальные не берут. Не берут потому, что это очень большой минус. И сколько бы я ни была на разных конкурсах с детьми, и все время за круглым столом это обсуждается, что: «Зачем с дефектами речи к нам на конкурсы выставляете?»

Но голос у ребенка чудо.

Да, чудо. «Берите песни без этого звука». Тоже надо извернуться.

Вот, дальше значит, что еще хотела показать.

Толерантностью тут не пахнет.

Чем?

Толерантностью.

Нет, это другое. Вы понимаете, когда гортанный «Р» у нас идет – здесь именно запущенность. То есть - это именно профессиональные немножко дела.

А когда они на английском поют, черти что выговаривая, это можно?

Вы знаете, у кого как. Мы были в Сочи недавно на конкурсе, в прошлом году. У нас, у меня девочка пела, к сожалению, которая ходит ко мне на тренаж, она из здоровых детей. Она взрослая, ей 20 лет. Она пела «Кабаре». Меня отчитали, сказали: «Что это такое? Почему у вас ребенок на конкурсе поет англоязычную речь?» Она была лауреатом второй степени, в гала-концерте даже пела. Меня очень сильно отчитали. Зато у нас на наших распрекрасных конкурсах «Голос» есть перечень песен, нерусских песен. Хороших песен там вообще очень мало и плохих тоже мало. А в основном - зарубежка, поэтому тут каждый хозяин пляшет, как хочет, поэтому здесь, да.

Ну, вообще с картавостью на конкурс - это нужно стараться, хотя бы, чтобы это не торчало.

Некоторые партитуру поют или неправильно выговаривают.

У него как-то мягко.

Ну, да, Бренин у нас картавый, у нас много.

А Михаил Боярский?
Звезды, да. Про звезд сейчас тоже поговорим чуть-чуть. Вот еще упражнение вот это. Это наши резонаторы. Головной резонатор мы с вами посмотрели. Очень удобно использовать звуки «Бим-бам-бом». «Бим» – верхний, «Бам» -– это средний, «Бом» – это низкий. Смотрите, когда верхний резонатор «звук» - зазвенела голова. Пробуем, если у вас, конечно… Свистните, сколько можете. Головой будет гудеть, здесь чуть-чуть, здесь чешется. Есть. Серединка.

А просто тянем?

«М», сонорное.

Здесь, здесь, ощущение должно происходить. Есть.

«Бам» – это средний, ротовой. «Бам». Стеночки. Должна быть полость, в которой звук должен обертоны поймать и выскочить. Как бы вверху туда, это у каждого постановка своя. Эти народные. Я честно не знаю вообще. Хотя я очень думаю, что это такая классная прослойка музыкальная, потому что очень много именно народных исполнителей потом здорово поют все, что хочешь.

Все, что угодно.

Да.

А «Бом» – это низкий резонатор, самый нижний, самый интересный. Представьте, что вы царь-колокол, вот такая вот юбка вот эта вот. Чугунная. которая, если по нему шарахнуть - он аж гудит, и в воздухе вибрирует. Мы говорим «Бом», начиная где-то вот с этого места, и опускаемся. Сонорное «М» в ноги. Вы почувствуете, как вибрируют пятки, можете встать попробовать, очень интересно. «Бом», и опустить «О» в коленки, вниз. Ниже опускаете звук. Получилось? Должно быть ощущение в коленках такой вибрации, может быть, может, с первого раза не получится. «Бом», пятки, пол – прямо вибрация. Должно быть.

Пятки далеко от пола.

У кого-то есть. Это просто: показать насколько развиты резонационные ощущения в теле и резонаторы. Вот и всего лишь.

Так, а теперь, не знаю, интересно вам или нет, терпите, раз пришли. Я хочу показать разминку, которая тоже с дефектологическими корнями, которая помимо того, что мы координацией занимаемся, моторикой крупной, вокально-артикуляционные упражнения. В этой же разминке мы на пространственную ориентацию еще делаем. Потому что право-лево - это тоже такая беда, но «право-лево» я, конечно, не командую. Чтобы вам было удобно, кому надо - можете сюда подойти. Хотите, там вставайте. Кому надо, кому надо записывать, можете записывать. Нужно среднетемповую музыку, не быстро и не медленно. Потому что дети маленькие за вашим темпом не успевают. Можете делать, как угодно, а они не успеют. Я взяла чужую песню. Мне очень нравятся детские песни Петряшева. Я взяла чужую песню. Мне очень нравятся детские песни Петряшева. Я взяла песню «Рыжий кот». Можно записать себе – если хотите, могу скинуть.

Я взяла не песню, нужно именно не песню, а музыку. Да, фонограмму. Встаем. Значит, мы начинаем с чего? Встаем, ручки на пояс, и друг дружке просто улыбаемся. Вот они стоят кучкой, далее они пошли. Присели, сильная улыбочка – встали. Присели в ту сторону – встали. Туда же – сели, растянулись - встали, еще раз сели. Потом мы смотрим: все ли пришли? Спинку, ручку, встаем прямо, как капитан корабля. Сюда, смотрим: кто пришел, все ли пришли? Нету никого, удивились. Взяли опять: кто пришел? Нету никого. Посмотрели - вокруг никого нет. Пошли дальше работать. «Открыли гараж» - называется у нас. Открыли, держим. Опять открыли, закрыли. Поставили пальчики, улыбнулись. Открыли, язычок за пальчиками ходит, открыли. Желательно, чтобы подбородок не двигался, да? У детей часто бывает… Зубки верхние всегда видны, всегда логопедически видны. Хорошо.

«Катушка», язык цепляется за нижние зубы и катается. И пальчиками делаем. Вот это. Ага, за нижние цепляйтесь. За нижние, да. Толстый, худой, толстый, худой. Не нужно щеки втягивать. Еще толстый. Угу. Хорошо. Потом с правой ноги идем, ноги ходят все время. Идут. Говорим: «Приготовились». Они готовятся, смотрят точно на преподавателя – мы начинаем: вперед, ноги все время идут, это вообще нереально детям некоторым. Четко показывайте, видите отрывок какой огромный? Они все это делают, после этого - «Приготовились». Они приготовились такие все. Вперед, в стороны, спонтанно. Они не знают – куда? Не надо делать, чтобы это было именно, чтобы они поняли: куда, чего.

Дальше я включаю сюда очень хорошие упражнения, на мой взгляд, игровые. По подражанию звукам животных, во-первых, они активизируют мускулатуру, правильный выдох, постановку «З-С» или автоматизацию звука, который, например, не очень четкий. Не всегда бывает в речи. Плюс ко всему, выдох этот короткий в игре - очень хорошо. Значит, что мы делаем? Прилетела пчелка, пчелку вешаю обычно. Вот так делаем: «Звук» . Здесь на зубках жужжание. Если глубокий звук или неверный - будет ощущение першения, никакого першения. «Звук» - зубы все видны, да. И маленькие детки «з-з-з-з-з». Потом толстый жук. «Звук». Маленькие жучки «Звук». Тоже работает все время. Потом змея приползла - «Звук». Вот оно прокачивается вот так. Маленькие змейки. Вот это вот все с ними поделали. Потом еще по кругу походим, животных попоказываем. Самый смертельный номер - это «Лягушка ква-ква-ква». От этой лягушки потом идут упражнения вокальные про жабу там, но это уже в другом периоде.

«Ква-ква-ква», вот вы сами скажите три раза. Вот смотрите, губку нижнюю должны зубки закусить. В норме она должна прикуситься. «Ква», и это должно быть наверху. Они еще должны делать лапки. Вот это «Ква-ква-ква» - очень часто избавляет от «Уэ». «Куассно», «куасиво». Или, например, « уампочка», вот это «Уэ» – потому что не опускается губа. Какие-то маленькие дефектологические, вроде бы, но на самом деле они очень помогают потом в работе. Если бы вы зададите им темп или ритм в самом начале, то им потом будет очень легко.

Есть у меня еще такая… А, потом. Если есть возможность у вас, или есть база у вас. Возьмите вот такие штучки, такие шарики. Вот есть маленькие, знаете? Взрослые-то знают, себе делают, а детям нет. Есть вот такие шарики, можно даже один. По кругу его пустить. Вот прям перед занятием при любой прибаутке: «Ежик, ежик - ни головы, ни ножек». Чтобы они помяли каждый и передали друг дружке. «Ежик, ежик - ни головы, ни ножек». Чтобы они помяли каждый и передали друг дружке. Активизируются вот здесь точки. Активизируется работа мозга, они как будто у вас сразу лимонника поели. Будут такие веселые и работоспособные. А не дурные. И помещение, конечно, проветривать. Есть еще очень интересные штучки. Они недорогие, честно вам говорю. Свистки всевозможные, ну то, что дыхание – это вы знаете. Есть такие штучки именно логопедические, на них люди, которые именно вот занимаются музыкой… Ну, как музыкой, другим делом совсем. Представляете, даешь им такую штучку, вот тут такая радужная веревка. Это все стоит копейки. Вот эта, по-моему, 20 рублей стоит в интернете. Можно взять несколько, трубки подходят, они широкие, от этих, которые продаются…

Коктейлей.
Да, коктейлей. В кинотеатрах. Вот он берет, давайте, у кого дольше радуга будет. Он набрал и сколько нам надо сил потратить, чтобы он столько дул. Я делала с ними «Как на горке, на пригорке». Средний возраст очень хорошо берет, когда надо долго-долго проговаривать, или сдувание мячика, ну, скучно сразу становится, а тут соревнование делаю. Потом, значит, для того, чтобы активизировать голову, иногда бывает заваленный звук, потому что ребенок просто не может понять или даже взрослый, каким образом направить звук. Есть такие носовые флейты. Только носик работает. Рот приоткрыт, да. Называется носовая флейта.

Где взять?
Это есть… Прям такой магазин, любой – «логопедический магазин» - набирайте. Или просто «носовая флейта». Приборы для постановки дыхания.

А что она дает?

Она дает ощущение выдоха. Когда мы уже умеем это делать. Мы знаем куда посылать, а ребенок - он куда хочешь пошлет «М-м», стоит и пыжится, и уже расстраивается. Эту штучку даешь - и прекрасно. Есть еще упражнение-обманка. «Лимон Лимонович Лимонов» называется. Тоже типа этого. Зажимаем нос и говорим: «Лимон Лимонович Лимонов». Для взрослых скороговорка «На мели мы налима лениво ловили…». Для детей «Лимон Лимонович Лимонов» – как будто 3 раза чихнули. После этого попробуйте. Да, с выдохом туда. После этого ладошкой закрываем напрочь рот, ребенок закрывает себе. Можно накрашенные губы просто по-честному «звук». Не шевелясь. Потом опять закрываем и «Лимон», теперь ликование: «Лимон», и полетело.

Попробуйте. «Лимонович», »Лимонович» - и оно полетело сразу, потому что они поняли, куда выдыхать, и оно пойдет. Ритмическое упражнение еще покажу. Потому что это такая беда. У меня есть ребенок, который вообще не чувствует, вот с ритмом такая беда, такая проблема. Я не знаю, мне рассказали в свое время, люди, которые, ну, закончила консерваторию женщина. Она мне сказала, что если нарушение интонации, мелодики – то это можно исправить. Если нарушение ритма – то это исправить практически полностью невоозможно. Но, наверное, в каком возрасте это сделать. Потому что мы начинали… У меня есть упражнение такое «Паровоз». Ну, вы все это знаете: «Едет, едет паровоз.». Сюда паровоз, конечно. Потому что ребенок не будет делать ничего без этого. Сюда паровоз, в руку колотушку. Маракас. Я иногда беру кастаньеты, лучше использовать деревянные инструменты всегда с малышами, потому что - это ритм. Потому что хлопать в ладоши им надоедает. А это им не надоедает. Единственное, сразу я говорю, чтобы не было никаких посторонних шумов, потому что они очень быстро переходят в разряд игры, шума, гама. Сначала идет фраза, разучиваем «Едет, едет па-ро-воз. Две трубы, сто колес. Две трубы, сто колес. Машинист там рыжий пес». Разучиваем ритмическую фигуру, только потом разучиваем стихотворение, потом начинаем петь. Мы поем: «Едет, едет паровоз». Каждый должен ударить именно в этом месте, если кто сбивается – останавливается, объясняем: «Давай с нами».

И ребята начинают прислушиваться. У меня в силу работы есть дети которые не говорят. Алалики - я их так называю. Общее недоразвитие речи, может, слышали, первый уровень. Когда дети - 5 лет, и он молчит. В первую очередь, он начал петь «Па-ро-воз», что-то там петь себе, потом начал: «Ква-ква-ква» делать, сейчас третий-четвертый уровень развития, занимается с сентября. Это очень быстро, потому что дети тяжелые ужасно. Это я рассказала. В начальной школе - здесь другая беда. Здесь другая беда, потому что начальная школа, когда приходят они уже после детского сада уже немножко такие детки, которых пошикали, потикали, они забывают, что такое природные качества голоса, потому что детки маленькие все умеют. И гроулинг, и что хочешь тебе умеют. И так они кричат, что мамы из-за углов слышат, потому что у них резонаторы, все работает. А потом начинается: «Тише, нельзя, ты чего так громко кричишь, а ну-ка цыц, ты чего в садике? Нигде нельзя». И он начинает либо здесь зажимать, либо здесь зажимать, в итоге - он приходит к тебе зажатый весь такой. И в этом тоже очень многие приемы, те же, которые для малышей я вам показала. Но здесь работать надо с психологией. Использовать колокола для того, чтобы объяснить им резонаторы. Здесь еще есть такая вещь, я ее оформила сама, детям помогает, потому что это наглядно, и взрослым помогает вообще-то. И тем, кто закончил уже музыкальные заведения, и не знает, что это - помогает. Такая схема полетности голоса. Как сделать так, чтобы голос летел. Вот это первая, которая Х, например, тут У обычно, но неважно. Там, где Х - это небушко поднять, зубы задрать. Там, где У - это насколько далеко отправить наш голос.

Делаем такие штуки, вы себе зарисуйте, потом все равно все забудете. Я сама на таких курсах бываю, потом достаете тетрадки: «Боже мой, это ж такой план». Но я подробно пишу. Вот смотрите, представляем, что у нас есть подружка по имени Люба. И эта Люба находится рядом с нами. Вот здесь вот, и эта Люба задремала. Что нам нужно сделать, какой нам нужен голос чтобы ее разбудить? Мы же не будем ей в ухо кричать: «Люба!». Мы потихонечку. Вот это как раз вот эта начальная стадия, даже меньше. Заговорческий голос: «Люба». При этом аппарат у нас полностью встает в ту форму, которая нужна и дальше. Единственная разница в поднятии небного свода. Потом Люба отошла на шаг дальше, говорим чуть подальше, небушко поднимается, голос летит. Еще дальще – «Люба!», еще на шаг – «Люба!», еще дальше – «Люба!», еще дальше – «Люба!» и так далее. И вот смотрите, если это пошагово отработать и обратно: «Люба-Люба-Люба- Люба!».., любо, братцы, жить. У вас будет получаться работать так же и с музыкальным материалом. Можно Юлю звать, кому как.

Почему Люба, потому что удобно, да, я и краткую добавляю, потому что единственный звук в русском алфавите кроме «к-к», которые вообще такие… Который резко языком ведется в небушко и поднимается наверх. Кстати говоря, иногда бывают детки, которые попадают к нам после серьезного дефектологического лечения. Например, расщелина неба. В три года, или в районе трех лет детям обычно делают операцию: расщелина неба, заячья губа, волчья пасть. Дети рождаются с полностью отверстием туда к мозгу, очень часто бывают на начальном этапе инфекция от которой детки погибают, но те, которых сохраняют к трем годам учат правильно дышать. Оперируют, нашивают им небный свод, вот этот вот. Иногда делают его коротоватым, потому что ребенок маленький - неудобно. И потом эти детки нуждаются в коррекции вот этой фонационной.

Они могут у вас оказаться, вы можете даже этого не знать. Таким детям им свойственен носовой звук – ринофония. Иногда бывает, что полностью они излечиваются. Ринофония, да. У них все время идет «Ву-ву-ву», «Расскаву». Вот сюда, с ними тоже нужно бороться при помощи этой и-краткой. Что с ними надо делать? Они иногда обладают сильнейшим голосом. У меня есть девочка, которая просто громогласная, причем голос такой крепкий, не крикливый, хороший. И интонацию быстро с ней найду. Работает только одна система «Ай-ай-ай-ай-ай». Приподнятые зубы и туда «Ай-ай-ай-ай». Вначале просто на разговоре учите это небушко работать правильно, а потом добавляете немножечко, по парочке ноточек туда наверх. Потихонечку, по чуть-чуть и настолько это быстро помогает. Никогда с ними нельзя носовой флейтой заниматься. У них и без этого хватает. С ними можно заниматься дутьем пузырей, можно с ними в стаканчик трубочкой дуть. Вы себе на всякий случай, потому что все бывает в жизни. Может кому понадобится – вспомните, что же вы так. Дуть все время. Только рот. Можно даже нос зажимать, но я этого не делаю специально, потому что он не будет все время нос зажимать, когда говорить. Явно ощущения. Я даже зеркало близко не даю умышленно, потому что на сцене зеркало никто не поставит перед ним. Они поют по ощущениям всегда. Вот это что касается с небушком.

Если к вам попал человечек, у которого заикание. У нас расхожее мнение есть, что заикание при пении полностью исчезает. Это не совсем так, потому что заикание - это же судорога. А судорога - это же такая вещь бывают сильные судороги, бывают так себе; даже ногу свело, когда сильно, когда так… а тут тем более с заикушками, с ними чем хорошо заниматься? Мелодекламацией очень хорошо, на них работают медленные вещи. Если вы с ними будете медленно петь, нараспев по-вятски разговаривать, припросите дома именно первый куплет песни не пропевать, а проговорить. Ну, например, поет он у вас, что он может петь? Допустим, он поет про Россию что-нибудь поет он, допустим, »Во поли береза…». Пускай он дома «Во поли береза стояла» на одном выдохе фразу проговорит. С этими же детьми и с другими детьми очень здорово играть в футбол. Футбол делается так: я к футболу не приготовилась, но, допустим, из подручных средств вы делаете на парте вот такие ворота с этой стороны и с той стороны. Берете маленький кусочек ватки. Маленький. Или бумажки скатываете посильнее в мячик, и ребеночек должен в противоположные ворота эту бумажку вдуть. Это когда маленькое расстояние и дыхание нормальное - оно ничего. А когда парта, вот парта это весело, потому что ни у кого практически не получается, но если уж получилось, настолько процессом захватываются, что дуют и дуют, то что им нужно. «Мой» - кричат. С заиканием, если у ребенка сильная форма заикания, ему все равно. Допустим, он слышит хорошо, и мама хочет, и как бы должно все уйти. Занимайтесь, потому что действительно развитие дыхания, уверенности в себе, если вы его научите ,